ТЕХНИКИ ВОСПИТАНИЯ НА ДЛИТЕЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ
Похвалы
3_3
Для любого ребенка родители – самые важные люди на свете. Ребенок любит маму и папу, и от природы в нем заложено желание сделать все, чтобы они были им довольны. Похвалы тесно связаны с самой сутью воспитания: подобающее поведение вы поощряете, а за неподобающее штрафуете.
Вот несколько советов, которые помогут сделать похвалы еще более эффективным средством корректировки поведения ребенка:
Определите, что приемлемо, а что нет.
Не принимайте хорошее поведение как должное
Хвалите конкретно за что-то.
Все хорошо в меру: будьте искренни, не перебарщивайте
Хвалите ребенка любого возраста
Личный пример
3_3
Первое и важнейшее условие для успешного воспитания – это личный пример. То, как мы, родители, живем, как мы ведем себя, в огромной степени влияет на то, как будет вести себя ребенок и какими ценностями будет дорожить. Когда на твоих глазах вычленяют такие простые примеры, сразу становится понятно, что к чему. И правда, все очевидно: модель поведения, которую ребенок видит в своей семье, он применяет и сам, причем и в семье, и вне ее.
Дети чутко реагируют на ложь, лучше любого детектора, и очень внимательно за всем наблюдают. Они заметят, отметят и свяжут воедино все слова и действия родителя куда лучше, чем мы можем подозревать. Это звучит немного устрашающе, но, с другой стороны, это во многом облегчает для нас процесс воспитания. Не надо писать и защищать научные труды о моральных ценностях, которые дол жен усвоить ребенок, – достаточно в собственной жизни руководствоваться этими ценностями.
ТЕХНИКИ ВОСПИТАНИЯ НА КОРОТКОЙ ДИСТАНЦИИ
Выборочное игнорирование
3_3
Ситуации, в которых применяется техника:
Более легкие проявления нежелательного поведения; у маленьких детей – попытки хныкать, клянчить, употребление ругательных слов, беготня (в случае, когда нет явной опасности), пассивное непослушание без агрессивного поведения; у детей постарше – споры и ссоры между малышами, обиды, выпрашивание…
Как применять технику:
Когда ребенок ведет себя неподобающим образом, вы просто игнорируете его действия, не обращаете никакого внимания:
Не комментируете поступки ребенка.
Не смотрите на него.
Отворачиваетесь или уходите в другую комнату.
Предлагаете адекватное поведение в качестве замены.
Если ребенок изменяет поведение, сразу его хвалите.
Если не принимает – продолжаете игнорировать; когда через какое-то время ребенок все же перестанет вести себя неподобающим образом, похвалите его и наградите
1, 2, 3!
3_3
Ситуации, в которых применяется техника:
Непослушание, связанное с тем, что ребенок не готов идти вам навстречу: не хочет чистить зубы, не хочет выйти из игровой комнаты, не идет к вам, когда вы зовете…
Как применять технику:
Первый вариант (строгий): когда ребенок не слушается, тоном, означающим: «Я не шучу!», уверенно и громко, но не срываясь на крик, скажите: «Подойди ко мне. Считаю до трех. Раз… Два…Три!»
Второй вариант (вовлечение в игру): насмешливым тоном скажите что-то вроде: «А спорим, ты не успеешь дойти до меня (до ванной, до входной двери…), пока я досчитаю до десяти! Раз… Два… Три…» В обоих случаях вы начинаете со счета. Если видите, что ребенок слушается, считайте в таком темпе, чтобы он успел сделать то, что вы от него хотите, а во втором случае – что- бы он «победил».
Переключение внимания
3_3
Ситуации, в которых применяется техника:
Сравнительно легкие проявления непослушания и нежелания идти вам навстречу: ребенок хнычет, канючит, дуется; ребенок не хочет выходить с вами на улицу или, наоборот, не хочет уходить с прогулки, не хочет садиться за обед…
Как применять технику:
Когда ребенок ведет себя неподобающим образом, попробуйте переключить его внимание на что-то, что приведет к изменению поведения. Или проще: отвлеките ребенка. Пример: Даниле 5 лет. Вечером его невозможно заставить пойти в ванную и лечь в кровать. Он прячется под столом, хнычет и умоляет: «Еще минуточку, еще всего одну минуточку...», глаза на мокром месте. Папа присаживается рядом с ним на корточки и говорит: «Слышал, у вас в садике сегодня было какое-то пред- ставление… Мне так интересно, расскажи мне!» Вопрос привлекает внимание Данилы, ребенок успокаивается, папа берет его за руку и ведет в ванную, пока мальчик воодушевленно рассказывает про события в детском саду.
Тайм-аут
3_3
Ситуации, в которых применяется техника:
Довольно ярко выраженное непослушание, агрессия, направленная на самого себя, на вас или на других, частые приступы гнева.
Как применять технику:
Если ребенок подчеркнуто непослушен, предупредите его один раз, потом второй раз, добавив: «Отправишься на тайм-аут!» И если он продолжит вести себя так же, действительно устройте тайм-аут. Выберите подходящее для этого место – стул в дальнем конце комнаты или отдельную комнату.
Сколько ребенку лет, столько минут он может провести на тайм-ауте, не держите его в изоляции дольше.
Не предупреждайте ребенка больше двух раз. Сразу после второго предупреждения отправляйте на тайм-аут.
Если вы считаете, что поведение ребенка не позволяет отсрочить тайм-аут, сразу отправьте ребенка туда без предупреждения. Но в таком случае, провожая ребенка к месту отбывания тайм-аута, объясните, за что вы его туда ведете: «Ты отправляешься на тайм-аут, потому что ударил Луку».
Не кричите. Даже если вы разозлились, будет достаточно более резкого голоса, но не крика
Помните: ребенок должен находиться в зоне тайм-аута столько минут, сколько ему лет, и никак не дольше: трех- летний ребенок может получить до трех минут тайм-аута, пятилетний – до пяти и т. д.
Время тайм-аута – не для развлечения. Вокруг ребенка все должно быть строго и скучно.
Не разговаривайте с ребенком, пока он находится на тайм-ауте. Все вопросы и объяснения оставьте на потом.
После тайм-аута повторите свои требования к ребенку. Если он снова не послушается – отправится обратно в зону тайм-аута.
Если придется применить технику тайм-аута где-то вне дома, отведите ребенка в сторону, например к какой-нибудь скамейке. Если он агрессивен, дергается или норовит вырваться, вам придется крепко обхватить его руками и подержать какое-то время.
Не сдавайтесь. Тайм-аут неприятен как для ребенка, так и для вас.
Как только ребенок сделает что-то хорошее по выходе из тайм-аута, похвалите его.
Доска со стикерами
3_3
Ситуации, в которых применяется техника:
У детей помладше – в случае упорного, но не катастрофического непослушания: если ребенок беспокоен дома или на улице, не хочет с вами договариваться. У детей постарше – в случае упорного непослушания и нежелания следовать договоренностям.
Как применять технику:
Понадобится доска или большой лист бумаги. Расчертите поверхность, поделив ее на столбики по дням недели (или по месяцам). Каждый день, если хотите, можете разделить еще на несколько частей: например, утро, день, вечер. Подготовьте цветные наклейки или рисуйте на доске: солнышко, цветочек за хорошее поведение; грустный смайлик – за плохое. Установите правила: набрав определенное количество цветочков или наклеек за хорошее поведение, ребенок получает награду, например игрушку или какую-то привилегию. А определенное количество грустных смайликов приведет к каким-то ограничениям на заранее установленное время.
Пусть ребенок участвует в подготовке доски. Используйте разноцветные фломастеры, вместе выбирайте наклейки.
Ребенку должно быть понятно, чего вы от него ждете и как оценивается его поведение.
Когда ребенок ведет себя плохо, сначала предупредите его: «Если ты продолжишь себя так вести, я нарисую тебе грустный смайлик на доске». В случае, если он не изменит вое поведение, рисуйте значок.
Когда ребенок ведет себя хорошо, обязательно похвалите его: «Я так рада, что в магазине ты ходила со мной за руку! Ты заслужила цветочек». И сразу нарисуйте обещанный значок.
Рисуйте и наклеивайте наклейки только на глазах у ребенка. Это должно происходить сразу после желательных или нежелательных поступков. Если он хорошо себя вел, когда вы не дома, прилепите наклейку ему на руку, а когда придете домой, перенесите ее на доску.
Ребенок должен точно знать, какие блага он может получить за наклейки. Например, пять цветочков – это один поход в парк развлечений. Не ставьте и нереальных целей (скажем, 15 или 20 цветочков – это уже слишком много).
Оценивается как желательное, так и нежелательное поведение: например, пять грустных смайликов, то есть очков в минус, ведут к лишению каких-то привилегий (например, отменяются обычные полчаса игры перед ужином).
Доска или лист всегда должны быть на виду, и пусть ребенок знает, когда, что и за какой конкретно поступок вы рисуете (клеите наклейку).
Комментарии