Что будет со школой в 2018 году

6 лет назад 310 1

Главное событие, которые произойдет с российскими школами в 2018 году, — их станет значительно меньше. Впрочем, число желающих в них учиться тоже не увеличится — эксперты отмечают небывалый отток учащихся из государственных школ. А тех, кто останется, ждет математическая вертикаль, уроки нравственности и политинформация. Также впереди ужесточение правил получения золотых медалей, проверки результатов ВПР и усиление контроля над учителями.

И в школу не пойдем

Статистика утверждает, что на сегодняшний дети из 100 тысяч семей в России получают образование дома, а в крупных городах наблюдается бум открытия частных школ. Эксперты отмечают рост количества детей, уходящих из государственных школ, и предполагают, что в 2018 году эта тенденция будет нарастать. Мотивация родителей, которые решили забрать детей из государственной школы, проста — школа, по их мнению, не дает ничего, кроме минимальных знаний по общеобразовательным предметам, при этом отнимая огромное количество времени и сил, тогда как требования современного мира совершенно иные. Но и государство снижает активность в области общего образования. Так, к 2018 году будет закрыто почти четыре тысячи школ и детских садов, а также учреждений дополнительного и среднего профессионального образования. Происходит это согласно распоряжению правительства РФ от 30 апреля 2014 года о плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки до 2018 года».

Математическая вертикаль

Уже в январе 2018 года в московских школах откроются математические кружки. Цель у них довольно амбициозная — чтобы уже к началу следующего учебного года дети, которые, может быть, до этого считали себя безнадежными в плане математики, внезапно открыли в себе скрытые таланты и пошли учиться в профильный класс. Программа носит название «Математическая вертикаль». Обещают, что в московских школах появится 300 классов, в которых ученики 7 — 9 классов будут углубленно изучать математику. Это позволит им потом выбрать, при желании, направление и профессию, где требуется хорошая математическая подготовка. При этом речь идет об обычных, а не о физико-математических школах.

Правила семейной жизни от монахов

В самом ближайшем будущем во всех школах появится новая дисциплина — называться она будет «семьеведение», но на самом деле речь идет о скандальном курсе «Нравственные основы семейной жизни». Его авторы — священник и монахиня, в миру — два кандидата наук: биологических — священник Дмитрий Моисеев, и психологических — монахиня Нина (Крыгина), игуменья Среднеуральского монастыря во имя иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Они считают, что новый предмет научит современных подростков создавать крепкие многодетные семьи.

По замыслу авторов, курс для старшеклассников «Нравственные основы семейной жизни» должен помочь школьникам освоить систему базовых семейных ценностей, свойственных отечественной культуре, и подготовить их «к созданию крепкой многодетной счастливой семьи». В презентации курса указано, что его цель — «введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей».

Ястребы Пентагона возвращаются

В Госдуму внесено предложение включить в школьную программу уроки политинформации, разъясняющие суть ключевых событий в России и за ее пределами. Депутаты направили соответствующее обращение главе Минобрнауки РФ Ольге Васильевой. «Молодежь активно интересуется политикой и пытается участвовать в политической жизни страны. Молодежью нужно заниматься, а элементарные знания о политической обстановке они должны получать в школе», — уверены они. По их мнению, сейчас подростки могут получить интересующую их информацию только из «провокационных источников в Интернете».

Кое-где политинформацию уже ввели, не дожидаясь указа сверху. Власти Краснодарского края, например, в этом учебном году рекомендовали включить в расписание школ информационные пятиминутки: раз в неделю собирать детей с 1 по 11 класс на «летучки» для обсуждения истории, актуальных событий, памятных дат, праздников. А в Ульяновской области не только предложили вернуть политинформацию в школы, но и открыть в Интернете страничку для педагогов, где были бы собраны материалы на политические и международные темы. Где-то наладили выпуск информационных листков и «радиоминутки».

Контроль над учителями

Начиная с 2018 года планируется ввести новую модель аттестации учителей, основная цель изменений — отсеять слабых педагогов. Аттестация будет включать в себя проверку не только уровня знаний по предмету, но и навыков преподавания, а также изучение реакций учителей на разные психологические ситуации. Предполагается также, что учителям придется писать эссе, которое продемонстрирует широту их кругозора. И только если результаты хорошие по всем параметрам, преподаватель будет считаться компетентным. Если в 2018 году работник не пройдет аттестацию, его отправят на переподготовку.

Многие учителя считают подобные проверки унизительными и неправомерными. Педагоги получают диплом, который означает профпригодность, «непонятно, на каком основании подвергается сомнению диплом специалиста, выпущенного вузом, прошедшим гос. аккредитацию», — пишут на учительских форумах. Кроме того, обязательное тестирование по предмету, которое было введено уже в 2017 году, а уж тем более обнародование результатов многие восприняли как нарушение своих прав, подчеркивая, что закон «Об образовании» не обязывает учителей сдавать ЕГЭ.

Контроль за контрольными

В августе прошлого года Рособрнадзор заявил: «Анализ собранных данных о ВПР по русскому языку и математике в 4 и 5 классах выявил искажения результатов в отдельных школах. Так, например, были отмечены образовательные организации, в которых результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего результата по региону, при этом школа не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов, и полученные результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников». В 2018 году Рособрнадзор планирует перепроверять Всероссийские проверочные работы за учителями, а затем публиковать список школ, которые завысили результаты.

Усилится в новом году и контроль за золотыми медалистами. После ряда скандалов с золотыми медалями Минобрнауки будет проверять объективность каждой школьной медали. Получив статистику медалистов 2017 года, Рособрнадзор заинтересовался некоторыми странными цифрами и поставил под сомнение объективность оценки качества школьного образования. В среднем по России медали получают не более 10% учащихся, однако среди мест, где в том году было подозрительно много «лучших» выпускников, оказались Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Ставропольский край. Поскольку эти регионы обычно не отличаются высокими баллами ЕГЭ и другими образовательными успехами, есть подозрение, что здесь не обошлось без обмана. «Возникает вопрос, когда каждый пятый выпускник субъекта федерации получает медаль, — отметил начальник управления Рособрнадзора Евгений Семченко. — Мы прекрасно помним, что значило получить в советской школе медаль. Таких людей было раз-два и обчелся», — подчеркнул он, отметив редкость золотых медалей, заработанных тяжелым трудом.

Электронная школа

По обещаниям чиновников, амбициозный проект «Московская электронная школа» должен в этому году заработать в полную силу. Уверяют, что до конца 2018 года им будут охвачены все школы города. Впрочем, пока, кроме заявлений московских властей, никаких реальных новостей о МЭШ нет. В большинстве московских школ дети учатся по старинке — по бумажным учебникам и даже электронный журнал по-прежнему работает со сбоями. О том, как электронная школа будет устроена, если, наконец, она станет реальностью, и о том, что думают об этом московские учителя, читайте в материале «Откройте ваши гаджеты».

Слезы олимпиады

Министр образования планирует пересмотреть условия поступления в вузы для победителей олимпиад. Кроме того, министерство планирует также ужесточить контроль за проведением школьных предметных олимпиад. По мнению главы ведомства, таких абитуриентов стало слишком много. «Сегодня победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в разы больше, чем их было в советское время, когда олимпиады были еще всесоюзными. Так, в 2014 году их было в 20 раз больше, в 2015 году — в 14, в 2016 году — в 12, в 2017 — в 13 раз», — такие данные привела министр образования и науки Ольга Васильева. По ее мнению, радоваться здесь нечему: тенденция говорит не столько о повышении уровня образования, сколько о «не совсем верных подходах к оценке». Васильева призвала усилить контроль за проведением школьных соревнований, поскольку, по ее словам, «цена победы на олимпиаде очень высока».

«Даже среди них есть конкурс, — сказала Ольга Васильева. — Я думаю, что это начало проблемы, которую этот год показал». Действительно, в последнее время нередко возникает ситуация, когда олимпиадники занимают почти все места на 1 курсе на некоторых факультетах. Так, например, в этом году в МГИМО на 24 бюджетных места факультета журналистики зачислены 22 олимпиадника: 17 победителей и призеров «Всероса» по литературе и пять победителей телевизионной олимпиады «Умники и умницы». Минобрнауки будет «думать над изменением условий поступления» для победителей олимпиад в связи со сложившейся ситуацией и не исключила, что система квотирования и льгот для олимпиадников при поступлении в вузы будет пересмотрена. «Возможно, Российскому совету олимпиад школьников следует внимательно проработать вопрос системы квотирования очного этапа олимпиады для того, чтобы у нас был более качественный отбор абитуриентов, которые получают особое право при приеме в вуз», — сказала Васильева, выступая на заседании Российского совета олимпиад школьников. Тем временем, в прошедшем году российские ученики завоевали18 золотых, 14 серебряных и шесть бронзовых медалей на международных предметных олимпиадах.

1
Подписаться
пост виден всем