Так уж получилось, что российское образование последние годы только ругают. И это нормально. В каждой стране мира родители, дети и учителя чем-то недовольны. Иначе никак.
Я уже начал писать довольно содержательные и объемные статьи про то, как устроено образование и школы в разных странах мира, и продолжу. Но сегодня я буду говорить сразу о многих странах. Коротко, но по существу, чтобы было видно, чем отличаются школы в других странах, и чем недовольны там.
Италия
Самое заметное отличие итальянских школ от наших - в Италии дети учатся в школе 13 лет и начинают учебу с шести лет. 5 лет учатся в начальной школе, в 11 лет они переходят в среднюю школу (обязательно другую, так, чтобы сменить коллектив) и учатся там еще 3 года. В 14 лет дети должны идти учиться в профильные лицеи (вторая смена коллектива). Несмотря на то, что и родители и дети считают, что 14 лет - это слишком рано для того, чтобы можно было серьезно и вдумчиво принять решение о дальнейшей профессии, система образования в Италии не меняется десятилетиями.
Франция
Во Франции 20-балльная система оценивания. Оценки своих детей родители узнают раз в семестр. При этом в табеле оценки округляются до сотых, например, 14,22. Как говорят родители и дети (особенно почему-то эмигранты из России), такая система оценивания более справедлива и лучше отражает реальные успеха ученика - нет завышения оценок любимчикам и занижения тем, кого учитель недолюбливает. Табель с оценками родители получают раз в семестр. При этом в табеле есть оценки ребенка за предыдущие семестры, чтобы можно было увидеть динамику, и средние оценки по классу по каждому предмету, чтобы можно было понять уровень ребенка относительно остальных детей.
Япония
Про Японию я писал уже довольно много. Примечательно, что в этой стране учебный год начинается в апреле, учатся дети 12 лет: 6 лет в начальной школе и по три года в средней и старшей школах. Обязательны только 9 классов, но 94% японцев поступают в старшую школу, чтобы потом была возможность получить хорошую работу. Для японцев работа и образование - очень важны. Они трудоголики, поэтому каникулы японские дети тратят не на отдых, а на подготовку заданий и дополнительные занятия. При этом в Японии самый высокий процент самоубийств из-за несданных экзаменов.
Китай
Образование для рядового китайца - это практически единственный шанс заиметь в жизни что-то большее, чем миска риса на завтрак, обед и ужин. Распорядок дня китайского ребенка: подъем не позже пяти утра и самоподготовка, с 8 до 16 занятия в школе, с 16 до 21 - дополнительные занятия. Летние каникулы длятся всего месяц и этот месяц часто тратится не на отдых, а на самоподготовку. Особенно это актуально для старшеклассников, которые оккупируют торговые центры с кондиционерами и готовятся там к поступлению в ВУЗы. Слоган китайского образования: "Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем".
Великобритания
Английские школы считаются одними из лучших школ в мире. Обеспеченные россияне отправляют учиться своих детей именно в Великобританию. При этом большинство школ там (и частных, и государственных) - это пансионы, то есть дети там не только учатся, но и живут. В понятие "образование" в Англии вкладывается не только физика, математика и другие традиционные школьные предметы, но и навыки работы с текстом и информацией, умение выступать перед аудиторией, риторика, искусство. Кроме этого детей в школах обучают хорошим манерам. Однако парадокс в том, что британские школьники считаются одними из самых задиристых в Европе. Тем не менее, когда нужно, они быстро вспоминают, чему их учили в школе, и превращаются в леди и джентльменов.
Финляндия
Ни для кого не секрет, что финское образование сейчас - это чуть ли не эталон школы. Однако ещё 15 лет назад ничего этого не было, финское образование можно было без натяжки назвать отсталым. Сейчас даже немногочисленные противники финских школ признают, что главное их достоинство - это расслабленность. Дети там не сильно устают, много времени проводят на свежем воздухе, на уроках можно развалившись сидеть на диване, а сами уроки построены в форме беседы и нацелены на практику, а не на теорию. При этом, если, как я уже сказал, главное преимущество финской школы - это расслабленность, то главным недостатком финских школ считается ИЗЛИШНЯЯ расслабленность. К тому же финское образование ставит перед собой цель довести детей до среднего уровня знаний, то есть основной упор делается на то, чтобы подтянуть отстающих.
США
Американское образование совсем не похоже на российское. В Штатах нет определенной программы для всех, ученикам нужно просто набрать определенное количество баллов (крЕдитов) для получения диплома. Практически все предметы по выбору. Можно изучать математику, языки,точные науки и так далее. При этом предметы делятся и по уровню сложности. Например, за базовую математику ты получаешь 5 кредитов, а за продвинутую - 15. Можно изучать столько предметов, сколько хочешь и сколько успеваешь, за перебор баллов никто не заругает, а вот набрать меньше минимального количества нельзя - не получишь диплом. Система оценивания в США тоже иная. Там никто не знает твоих оценок. Учитель вызывает к себе каждого ученика и показывает ему то, на что он наработал. Табели с оценками присылаются домой только раз в полгода, так что в принципе все 12 лет обучения можно без особых усилий скрывать свою успеваемость.
Комментарии