Мама двоих взрослых детей поделилась секретами организации обучения школьников и создания идеальной для детей образовательной среды
Меня зовут Екатерина, по специальности я преподаватель ИЗО и английского языка. Муж – IT-специалист, физик. У нас двое уже подросших детей: дочь – специалист-культуролог, преподаватель японского языка, сын – студент московского ВУЗа, будущий инженер-пилот гражданской авиации. И сын, и дочь никогда не ходили в детский сад, а после начальной школы выбрали семейную форму обучения.
У детей была прекрасная начальная школа по системе развивающего обучения (РО) Эльконина-Давыдова. Дети с удовольствием бегали в школу – мечта родителей! У обоих детей также была музыкальная школа и любимый преподаватель. Из-за финансовой ситуации мы переехали в Москву. Но все школы поблизости нас не устраивали качеством образовательных услуг. Было впечатление, что мы попали в собственное школьное детство с учителями « отступили три клеточки влево – четыре вниз», ну, и прочие прелести советского наследия. В каждой школе из-за демографической ямы 90-х годов было тогда всего по два класса нашей параллели, по два учителя. Это либо очень пожилая всего боящаяся бабушка, либо издёрганная и уставшая от всего молодая учительница.
Дети мужественно терпели эту ситуацию весь учебный год, пока я набиралась решимости и информации – что такое СО? Как на него переходят? И т.д.
Очень помог мне на этом этапе сайт Игоря Моисеевича Чапковского и общение с мамами, которых он первыми поставил на путь СО в Москве.
Видеть фотоотчёты , где дети занимаются сами или с мамами-папами, где дети путешествуют с семьёй когда и куда хотят – это вдохновляло, конечно.
Значит и мы так сможем!
Тут скорее речь не столько об организации учебного процесса, сколько об организации обучающей среды (ОС), в результате чего учебный процесс происходит почти сам собой. Обычно я знакомилась с программами по предметам за, скажем, пятый класс. Что ребёнок должен знать по географии, по истории, по физике, по русскому языку, по математике и т.д. А дальше нам повсюду встречался материал по этим темам – передачи, сайты, книги, фильмы, справочники, энциклопедии. Надо только успевать замечать.
Когда вокруг много познавательного аудио и видео материала, когда тебя окружают прекрасные, большого формата, научно-познавательные книги «Загадки природы», «Млекопитающие», «Бабочки», «Исчезнувшие цивилизации», «Великие географические открытия» и т.д., когда дети об этом говорят, рассуждают, когда это всё вызывает их интерес, восхищение, когда дети могут путешествовать и руками потрогать старинные замки в Таллинне, памятники русского зодчества в Суздале, когда лично видят – вот на том берегу стояло татаро-монгольское войско, а отсюда Иван Грозный на них смотрел, а этот кремль – копия московского и построен он в честь освобождения Казани, а вот этот замок Данилы Галицкого выстроен специальным образом, чтобы брать неприятеля в окружение, тогда весь мир ребёнком познаётся иначе – через себя: я видел, я трогал, я чувствовал, я проверил, - ребёнок присвоил знание, оно стало личным. Тут и география, и история, и литература ( дети писали в свободном стиле сочинения, отзывы )
И материалы дети тогда начинают подбирать сами, принимают активное в этом участие.
У нас после ухода из школы в никуда ( на самом деле – в семью, к себе!), несколько лет не было прямого освоения школьной программы. Мы всей семьёй изучали то, что нам в конкретный момент почему-то стало интересно. Поэтому были иностранные языки ( учили дома или с носителями ), было айкидо, на фортепиано готовилась программа из произведений, были ежемесячные научные конференции ( дети выбирали темы из школьного курса и готовили доклады-сообщения) , был домашний театр – дети сами ставили пьески ( например, на основе пословиц и стихотворений). Были путешествия, обязательно ежедневное чтение вслух классической литературы, много стихов учили, много дисков слушали – пока дети рисуют на мольбертах, есть время. Дети готовили концертные программы с чтением любимых стихов и пением народных песен, рассылая нарисованные пригласительные билеты всем домашним. Поездки были, экскурсии.
У нас всё время было досугом. Школа в переводе с греческого досуг и есть. В любом дворе или на экскурсии наши дети нормально общались с ровесниками,
Но периодически сын и дочь удивлялись, почему их воспринимают лидерами, стараются с ними подружиться. Тем более, что ровесникам наших детей в школах не очень грамотные учителя объясняли так: домашние дети – больные, к надомникам учителя должны ходить, это несчастные дети. Представляете, какая путаница в голове случалась у детей с нашего двора, когда они видели румяных, весёлых, катающихся на великах наших детей, которым не надо сидеть апрельским солнечным днём пять уроков в душной школе!
Это была интересная история. К началу старшей школы, когда у детей наступил подростковый период, мы с мужем решили предложить детям на выбор – очную или заочную форму, всё-таки где-то впереди маячит страшный ЕГЭ. И мы снова переехали – в поисках лучшей школы. Почему-то дети решили, что вот сейчас они пойдут в школу и их встретят умные учителя, интересные одноклассники. Хотели самоутвердиться, решив учиться очно. И пожалели. И очень быстро поняли, что случайный коллектив это совсем не единомышленники, что разговаривают одноклассники матом, курят, что уроки скучные, что прочитать материал самому проще, чем просиживать штаны в школе, и т.д. И довольно быстро дети сами приняли решение снова уйти на СО. И началась их уже вполне самостоятельная часть школьной истории – когда они аттестовывались в форме экстерната, сами созванивались с учителями, договаривались про консультации, формы аттестаций, пробные ГИА, ЕГЭ.
В свободе, которая ответственность. Ты сам отвечаешь за успех и неуспех. Ты сам выбираешь. Ты сам строишь, сам организуешь свою жизнь.
Отлично сдали. Должна сказать, что перед ЕГЭ сыну замечательно помогли курсы Шаталова в Москве. Он посетил курсы по физике, алгебре, истории.
И вот почему. К ЕГЭ нужно не мыслить и не рассуждать, а знать немыслимую тонну фактов, подчас путаных, не организованных ясно и логично. В учебниках много «воды» и фактаж избыточен и часто бессмыслен. Некоторые параграфы в учебнике истории написаны мелким шрифтом на 18-20 страниц без единой репродукции. Вся та прекрасная история, которую мы впитывали столько лет вживую, рисковала просто усохнуть на корню. Такая тяжёлая энергия идёт от этих учебников. Мы решили учебники больше не открывать.
Иногда смотрели содержание, дети выбирали по содержанию темы для аттестации ( или темы предлагали учителя), а источники брались любые другие.
А шаталовцы сумели отжать всю «воду», вычистить лишнюю неработающую информацию, оставили только то, что точно соответствует любым вариантам ЕГЭ. Уложили это ядро фактов в стройные логические схемы, оформили схемы в методички. Всё! Методичку можно выучить за неделю. По две-три-пять схем в день. А литературу и русский язык ( как и все остальные предметы) можно тренировать на сайте ФИПИ (демоверсии). Т.е. надо чётко помнить – школе на аттестации не нужны ни прекрасные, ни глубокие познания детей, там очень жёстко нужен минимум. Это трудно. Когда ты можешь рассказывать часами, а от тебя требуется примитив от сих до сих, это ломает, это такое выхолащивание. И в мои школьные годы я, например, всегда сочинения писала на пять-пять, а изложение – на три. Чем примитивнее, тем труднее. Когда ты можешь часами говорить об Америго Веспуччи, о Крузенштерне, о Великом шёлковом пути, об опасностях, поджидающих путешественников на море, в пустыне, в джунглях Амазонки, об открытых землях, и что эти открытия подарили человечеству, а у тебя спрашивают о различиях питания бурого и белого медведя или предлагают перечислить орудия труда китайских крестьян в эпоху Тан.. - нет, это, наверное, вещи важные, но какие-то, мягко говоря, бессвязные.
По результатам ЕГЭ и по конкурсу аттестатов поступили в московские ВУЗы. Нам как-то повезло с детьми - каждый из них с детства знал, чем хочет заниматься в жизни. Удивительное поколение! Например, сын в пятилетнем возрасте на прогулке часто просил купить в магазине крылья. А дочь в шесть лет однажды утром, собравшись рисовать свою книжку, сказала, что ей приснилась Агния Барто и посулила будущее писательницы. Пока ещё книга не написана, но дочь занимается переводами с японского, и область её научных интересов составляет творчество японских писательниц, книги которых почти неизвестны русскому читателю.
Нет, скорее плюсы. И чем старше становятся, тем чаще говорят, какие мы с мужем молодцы, что открыли им такую возможность, как СО. И часто отмечали, насколько их сокурсники в ВУЗах зажаты, боятся не то что спорить с преподавателями, а и вступать в дискуссию, боятся думать.
Есть сожаление о страхе – на СО уйти было страшно, так было не принято, я долго колебалась, а дети в это время ходили в ненужную школу, терпели дурное общение неумных преподавателей. Ах, если б мне быть тогда посмелее и увести детей на СО раньше!
Но могу сказать себе в утешение, что многие мамы потом обращались ко мне за помощью, за информацией, вдохновлённые нашим примером.
И я рада, что смогла им помочь!
Комментарии