Промышленное кондитерское производство появилось в России в XIX веке. Сначала в Москве открылись кустарные производства сладостей, а через несколько десятилетий действовали уже десятки кондитерских заводов. Некоторые из них существуют и по сей день, но о других, некогда популярных, сейчас можно узнать только в музее или прочесть на упаковках шоколада и конфет.
Многие крупные заводы начинали с небольших мастерских. Таким был цех Сергея Ленова (сейчас его компания известна под маркой «Рот Фронт»), открытый в 1826 году в Замоскворечье, недалеко от церкви «Спаса на Болванах». Там вручную делали помадку и карамель, перерабатывая до 80 килограммов сахара в день. Продавали тут же, в лавке, при этом и сам хозяин не гнушался ездить по ярмаркам и торговать с лотка. Со временем производство выросло и приобрело известность — благодаря невысоким ценам. Своим детям Ленов передал уже хорошо налаженное дело.
Примерно в это же время открылась небольшая лавка Абрикосовых. Ее хозяин Степан был родом из крепостных. Кондитер-самоучка, он наловчился делать такие пастилу и варенье из абрикосов, которые славились на весь уезд. Со временем он скопил достаточно денег и выкупил себя и свою семью. Они перебрались в Москву и взяли фамилию Абрикосовых — в память о том, с чего началось семейное дело.
Фабрика «Эйнем», серия «Клады земли и моря»
Через десять лет в столице было уже полно таких кустарных лавок. Свои производства открывали и иностранцы. Например, предприятие Фердинанда Теодора фон Эйнема на Арбате выпускало пиленый сахар, варенье и сиропы. А бывший парфюмер, француз Адольф Сиу (основанная им компания сейчас известна под названием «Большевик») начал делать шоколад в доме Варгина на Тверской — там, где теперь находится книжный магазин «Москва».
К концу 80-х годов XIX столетия эти предприятия заметно увеличились и переехали в более просторные помещения, оборудованные по последнему слову техники — паровыми котлами и электричеством. Но первый крупный кондитерский завод был построен промышленником из Гамбурга Иоганном Леопольдом Дингом. В 1883 году в Замоскворечье он организовал «Паровую фабрику макарон, шоколада и кондитерских изделий». Позднее она переехала в Сокольники, а архитектор Александр Калмыков спроектировал ее постройки и дом управляющего в модном тогда стиле модерн.
Несмотря на успех, фирма просуществовала относительно недолго — до 1914 года. В связи с обострившимися отношениями с Германией во время Первой мировой войны Динг продал фабрику и покинул Россию. Новые владельцы продолжали выпускать сладости еще несколько лет, после Октябрьской революции предприятие было национализировано и превратилось в «Государственную макаронную фабрику №1».
В 1884 году свой завод в Москве открыли Шарль и Луи Сиу — наследники шоколадной лавки Адольфа Сиу. Смог расширить производство и Алексей Абрикосов. Кондитерская его деда Степана к тому времени стала убыточной, но Алексей, будучи одаренным предпринимателем и воспользовавшись приданым своей жены, вдохнул в семейное дело «вторую жизнь». Он закупил оборудование и построил на Малой Красносельской крупный фабричный комплекс (его спроектировал архитектор Борис Шнауберт). Фабрика Абрикосовых запустилась в 1885 году, в советскую эпоху она стала концерном «Бабаевский».
Переехала на Берсеневскую набережную фирма Теодора Эйнема (после революции — «Красный Октябрь»), а к концу 1890-х построил завод Георгий Ленов, внук основателя кондитерского дела Леновых.
Фабрика «Эйнем», серия «Охота и ловля»
К началу XX века в столице работали десятки заводов разного масштаба. Кроме уже упомянутых гигантов отрасли были и менее именитые, но популярные в те годы кондитерские производства. О них сейчас мало кто помнит: «Кондитерская фабрика Кудрявцевых», «Паровая фабрика Бежо», «Васильева М.И., сыновья и Ко», «Власов А.И. и Ко», «Саватюгина И.Ф. с братьями», «Филипповых И.М. и Д.М.». Чаще всего фирмы называли по имени владельца, но встречались и более поэтические названия — «Глория», «Деликатес», «Лоэнгрин», «Реномэ», «Триумф».
В условиях возраставшей конкуренции фабрики начали борьбу за клиента. Они стали привлекать покупателей интересными упаковками. И ассортимент московских кондитерских заводов также поражал воображение: шоколадные конфеты, плитки, пастила, нуга и сотни сортов карамели на любой вкус и кошелек.
Девушек угощали разноцветными монпансье и фруктовой карамелью. Мужчинам предлагали карамель со вкусом ликера, рома, вина. Чаще всего в названии конфет фигурировали всевозможные фрукты и ягоды («Уральская клюква», «Мессинский лимон», «Клубника») или вычурные женские имена («Гортензия», «Флора», «Маргарита»). Иногда встречались и необычные названия: «Семь блаженств холостых», «Весна-любовь», «Я обожаю» или «Свежая редиска».
Цена конфет зависела от сорта. Дешевле всего стоила карамель — за одну копейку можно было купить несколько штук, дорогие шоколадные конфеты доходили до трех рублей за килограмм.
Некоторые сладости были «познавательными»: в них вкладывался фантик с той или иной информацией. Продавались конфеты с загадками и шарадами — их можно было найти, например, в карамели «Ребусная» или «Отгадай». Карамель «Карточная» поясняла значения карт при гадании, в «Гадательной» или «Оракул» содержались предсказания. Они были весьма туманны — например, сладкоежка мог прочесть такой пассаж: «От людей скроешь, но от Бога никогда. Он сердцевидец, видит все твои дела, будь внимателен к своей душе».
Среди образованной публики были более популярны «литературные серии», посвященные известным писателям либо их произведениям. Так, были конфеты «Некрасов», «Горький», «Толстой» и «Гоголь». На их фантиках изображались портрет самого писателя или его героя, а также цитата.
Дальше всех в плане рекламы пошла фирма «Эйнем». В упаковки чая, кофе, какао и шоколада она помещала красочные вкладыши, которые стали предметом коллекционирования. Серии этих вкладышей были разнообразны: «Жилища первобытных народов», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины», «Охота и ловля», «Памятники России», «Развитие оружия у народов».
К некоторым продуктам, рассчитанным на детей, «Эйнем» прибавляла «сладкие приложения» — игру или бумажный конструктор. Владелец фабрики Юлиус Хойс подключил к делу даже известного московского композитора Карла Фельдмана, автора романса «Ямщик, не гони лошадей». Он написал для компании несколько произведений, и при покупке лакомств можно было бесплатно получить ноты «Кекс-галопа», «Танго какао» или вальсов «Шоколадного» и «Монпансье».
Сладости в то время продавались в специализированных магазинах от фабрик. Некоторые из них были попроще, другие ориентировались на взыскательную публику. Вот, например, воспоминания московского филолога Бориса Пуришева о магазине «Эйнем», который располагался в самом центре Москвы, возле Мясницких ворот:
«Там продавали самый лучший шоколад, самые лучшие конфеты, торты и тому подобные изделия. «Эйнем» был как бы вывеской московского процветания начала XX века. Кондитерским мастерам названной фирмы были присущи выдумка и умение угодить взыскательным покупателям. Среди мучных изделий мне запомнились небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие внимание любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей. Среди тортов был торт с необычайным названием «Полюби меня» в разную цену. Покупатели-острословы говорили молодым продавщицам: «Пожалуйста, «Полюби меня» за три рубля».
Пользовались популярностью у московской публики и магазины товарищества «А.И. Абрикосов и сыновья». Один из них находился на Кузнецком мосту в торговом пассаже Солодовникова. Именно здесь впервые стали продавать шоколадных зайцев, Дедов Морозов и даже своего рода киндер-сюрпризы — шоколадные шары с бумажной игрушкой или открыткой внутри.
Многие открывали не только магазины, но и кафе-кондитерские. В них к заводским сладостям подавали чай, кофе и другие напитки. Самые известные в ту пору заведения принадлежали греку Яни Панайоту (он же Иван Павлович Яни), владельцу «Паровой фабрики кондитерских товаров Яни». Особо популярной была его кофейня в Сокольниках, куда ходили всей семьей. По вечерам там играл оркестр, а для детей держали пони, на котором разрешалось прокатиться. Другая кофейня Яни, на Тверской, служила местом встречи артистов варьете, театра и цирка с агентами и режиссерами.
После революции многие фабрики закрылись, но некоторые продолжили работу, правда, под другими названиями. Они известны нам и сейчас. Фабрика Леновых превратилась в «Рот Фронт», Эйнем — в «Красный Октябрь», а товарищества «А.И. Абрикосов и сыновья» и «Сиу и Ко» стали фабриками «Бабаевский» и «Большевик».
Комментарии 1