Из-за пандемии коронавируса экзамены перенесли. Разрешили не сдавать ЕГЭ тем, кто не собирается поступать в вузы: всех выпускников аттестуют на основании текущих оценок. Тем же, кто собирается подавать документы в высшие учебные заведения, уже озвучили даты ЕГЭ: 29 и 30 июня пройдут пробные экзамены без учеников, на которых настроят всю систему. С 3 по 25 июля проведут уже настоящие экзамены. Для тех, кто по уважительной причине не может сдавать ЕГЭ в июле, будет предусмотрен дополнительный период проведения экзаменов в августе — чтобы вузы успели начать учебный год 1 сентября. Все экзамены будут очными. Но вот вопрос — что можно успеть сделать, когда до ЕГЭ остались считаные дни?
Никто не знает. С одной стороны, есть статистика, согласно которой в России выявляют около восьми тысяч заболевших каждые сутки. С другой — в местах проведения ЕГЭ обещают усилить меры безопасности: минимум, который должна иметь школа, — медицинские термометры, маски, перчатки. Ученикам на входе будут измерять температуру, а пункты проведения — дезинфицировать. Во время самого экзамена дистанция между учениками должна составлять не менее полутора метра. Принимать окончательное решение о том, какие средства защиты потребуются, будут региональные штабы на местах.
Надеяться на чудо, конечно, не стоит: если ничего не делалось для подготовки в течение года, вряд ли получится наверстать упущенное за пару недель. Но если абитуриент и до этого готовился, то, стратегии две.
Первая — попытаться проработать слабые места. Пройденные ранее тесты, скорее всего, уже показали, где чаще возникают ошибки. Это могут быть, например, тригонометрические уравнения в математике или обособление причастных оборотов в русском языке. Имеет смысл еще раз пройтись по теории и решить как можно больше задач из проблемных областей.
Другая стратегия — сконцентрироваться на второй части экзамена. Все просто: эти задания сильнее влияют на результат, так как за ошибки там снимают больше баллов. Но в любом случае сидеть без дела нельзя. Начать бегать после перерыва сложно: тело отвыкло от движения. Так же работает и наш мозг: чуть-чуть расслабишься, и знания начнут вылетать из головы. Весь год ученик бежал марафон. И тут экзамен переносят и говорят: „Беги еще 10 километров“. Хочется отдохнуть. Но расслабиться сейчас — это потерять набранную за год форму.
Во-первых, понять, с каким предметом возникает больше всего сложностей. Например, если с биологией все в порядке, нет смысла решать каждый день по варианту — достаточно делать это раз в два-три дня. Освободившееся время лучше потратить на предметы, с которыми ученик не успел подружиться в течение учебного года.
Хорошо зарекомендовала себя схема «60 на 40». Это значит, что 60% времени нужно уделять предмету, с которым возникают значительные трудности, и 40% — остальным дисциплинам. Еще важно прислушиваться к своим биоритмам: например, утром многим ученикам проще заниматься точными науками, а вечером — литературой и иностранными языками.
Повторять материал можно и нужно, даже если до экзамена осталась всего неделя.
Зубрить с утра до ночи точно не нужно. На территории России действует СанПин, согласно которому максимальная нагрузка одиннадцатиклассника должна составлять 34 или 37 часов (для пяти- и шестидневной учебной недели). Это около семи часов в день — почти как у взрослых!
И важно не забывать об отдыхе. Другой вопрос, что он должен быть правильным. Несколько часов смотреть сериал — сомнительный способ отвлечься и переключиться, если до этого весь день прошел за компьютером. Лучше прерываться раз в час, чтобы, например, размяться или просто полежать с закрытыми глазами. За неделю до ЕГЭ нужно отказаться от всего „необязательного“ и направить это время на повторение материала. Но сон и правильный отдых как раз обязательны.
Все индивидуально: у кого-то есть стимул заниматься самостоятельно, а кому-то нужен контроль. Самое главное сейчас — не перестараться. Нужно понимать, что ребенку тяжело, давит неопределенность: никто еще не сдавал экзамены во время пандемии. Чтобы не переусердствовать, можно выработать график: либо прописать очередность занятий подробно и с таймингом, либо составить список задач — без четкой привязки по времени. Неважно, каким образом будут сделаны задания — за несколько часов или в течение дня.
Да, не нервничать и поддерживать ребенка. Во-первых, следить за тем, что он ест и пьет. Продумайте рацион, чтобы он был сбалансированным, и контролируйте, чтобы ребенок не пропускал приемы пищи, даже если очень занят. В целом, если это под силу родителям и родственникам, лучше не отвлекать ученика бытовыми вещами и взять все технические задачи типа уборки или приготовления пищи на себя. Кроме того, в это тяжелое время не стоит забывать и о небольших радостях. Например, на обед можно приготовить блюдо, которое больше всего любит ваш ребенок.
Во-вторых, необходимо снизить эмоциональное давление. Не критикуйте — больше слушайте, и если уж и говорите, то что-то поддерживающее и утешительное. Если ребенок хочет сдать ЕГЭ на высокий балл, его не нужно специально настраивать, он и сам готов к трудностям. Если же сто баллов скорее нужны вам, то лучший вариант — отпустить ситуацию и дать ученику работать в комфортном темпе. Напомните ребенку, что нервничать перед экзаменами — нормально. И тут важно продолжать практиковаться и помнить о том пути, который уже пройден.
Всем удачной сдачи и хорошего самочувствия!
Комментарии