Одно из самых знаменитых полотен русской живописи хранится в Третьяковской галерее. Вокруг интригующего произведения всегда ходило немало слухов, а его автор не раскрыл главной загадки, которая касается женщины, изображенной на картине. Многие художники, писавшие портреты, часто держали в секрете героев своих полотен, однако со временем все тайное становилось явным.
Нераскрытая тайна Картина «Незнакомка» вызвала настоящий ажиотаж и породила домыслы современников, мечтающих узнать, кто же позировал Крамскому. Однако творец не раскрыл тайну, а все пересуды были лишены аргументов. В настоящее время достоверно никто не может сказать, кто послужил реальным прототипом произведения, остающегося непонятым и в наши дни. Властная, гордая незнакомка смотрит на зрителей, очаровывая своим взглядом. Будем разбираться, в чем заключается мистическая притягательность работы и каковы основные версии относительно прототипа красавицы, сидящей в открытом экипаже.
История картины «Незнакомка» Крамского началась в 1883 году, когда известный живописец нарисовал портрет прекрасной дамы, о которой нет ни одного упоминания в записях мастера. Полотно было выставлено для всеобщего обозрения на выставке передвижников, и публика, с восторгом отреагировавшая на произведение, понесла на руках живописца, не ожидавшего такой славы. Все наперебой спрашивали о том, кем же является обольстительная дама, позировавшая Крамскому, однако творец молчал. Все принялись со страстью разгадывать увлекательный ребус, чтобы установить незнакомку, вызвавшую такой резонанс в обществе. Образ прекрасной дамы волновал и тревожил умы, вызывал беспокойство, а современники терялись в догадках. Многие признавались, что не могут определить, кем же является эта женщина на самом деле, а критики были едины в своем мнении: «В ней сидит целая эпоха, и неважно, является ли она порядочной или продажной». Картина «Незнакомка» появилась после опубликования романа «Анна Каренина» Толстого, и многие решили, что Иван Николаевич изобразил главную героиню, поддавшуюся страсти и потерявшую социальный статус. Противники этой версии нашли сходство неизвестной прелестницы с поднявшейся над своим положением Настасьей Филипповной из произведения «Идиот» Достоевского.
Российский журналист и писатель И. Оболенский не согласен ни с одной из версий и выдвинул свою. По его мнению, прототипом послужила Варвара Туркестанишвили – фаворитка царя Александра I. Варвара родилась в 1775 г. в столице Кахетии Телави. Ее дед был советником царя Грузии Вахтанга Шестого и участвовал в его переговорах с Петром I. Своего отца – генерала российской армии – Варвара потеряла в 14 лет, а мать умерла, когда ей было 20. Девушка поселилась у родственников в Санкт-Петербурге, где стала фрейлиной императрицы Марии Федоровны. Там ее грузинскую фамилию Туркестанишвили переиначили на русский манер – Туркестанова. О том, что грузинская княжна была девушкой необычной, свидетельствуют воспоминания ее современников.
«За границу с императрицей Марией Федоровной едут: Нарышкин – для шуток, Альбедиль – для денег, Туркестанова – для ума».
Граф Ф. Толстой, описывая свою жизнь в Петербурге, говорил: «Очень часто бывала на вечерах и обедах у моего дяди княжна Туркестанова, самая короткая приятельница обеих сестёр Голицыных, любимица Марии Алексеевны и её мужа, девушка уже не первой молодости, очень умная, хитрая, ловкая, весёлая и весьма занимательная в салонных беседах. Почтеннейший дядюшка, как мне казалось, очень за ней ухаживал, и она скоро, по его просьбе, была сделана фрейлиной большого двора».
Когда на престол взошел Александр I, он обратил внимание на красавицу-грузинку. Его симпатия к княжне оказалась взаимной. В одном из писем она признавалась: «Не будь этот человек государь, я бы очень желала нравиться ему, так как он мне бесконечно нравится». Впрочем, эти отношения не были безоблачными, император нередко ссорился со своей фавориткой, на что она сетует в одном из писем: «Я не только недовольна тем, что мне благоволят, но огорчена им. С другой стороны, покинуть двор и отправиться – куда? Неизвестно… Увы, судьба не благосклонна ко мне».
Судьба действительно не баловала княжну. Вскоре она родила императору дочь Марию, однако к тому времени он уже остыл к своей фаворитке, влюбившись в другую женщину, и ни разу не видел дочь. Официально она считалась ребенком князя Голицына, с которым княжну Туркестанову, как говорили, связывали близкие отношения. Однако Варвара продолжала любить императора и не нашла в себе силы пережить такой финал их романа. Спустя 2 месяца после рождения дочери в отчаянии приняла яд. Он подействовал не сразу, и Туркестанова, промучившись несколько недель, скончалась в страшных муках, а официальной причиной ее смерти назвали холеру. На тот момент ей было 44 года. Ходили и другие слухи: будто бы княжна покончила с собой не из-за несчастной любви, а не выдержав скандала, разразившегося при дворе из-за того, что немолодая и незамужняя фрейлина родила ребенка. Как бы то ни было, ее преждевременная кончина поразила многих современников. Дочь императора Мария была официально признана князем Голицыным, который дал ей свое отчество и фамилию. Мария прожила недолго и скончалась в возрасте 24 лет.
Однажды, в руки Ивану Крамскому попалась камея на которой была изображена Варвара. Камея была из драгоценного метала с надпись: «Той, которую я избрал». Иван Крамской был впечатлен красотой изображенной девушки и заинтересовался ее судьбой. И под впечатлением этой трагической истории у него возник замысел написать портрет девушки, а воплотить его ему помогла молодая грузинка, позировавшая для «Неизвестной».
источник https://mamsy.ru
Комментарии