🐎7 июня 1872 года в Москве начали строить первую конно-железную дорогу. Или попросту — конку. В то время Москва активно росла, улицы не справлялись с потоком экипажей, а извозчики и кареты были многим не по карману. Именно тогда в столице проложили первую линию конки — от Тверской заставы до Красной площади. Управились всего за месяц.
Первые вагоны были английскими: двухэтажные, с «империалом» — открытым верхним этажом, куда вели крутые винтовые лестницы. Внутри и на крыше могло разместиться до 40 пассажиров. Причем дамам сидеть наверху формально запрещалось — считалось неприличным. Вагоны тянула пара лошадей, а на крутых подъемах к ним добавляли форейторов — мальчиков-подростков с дополнительными лошадьми.
Конка быстро полюбилась горожанам. К 1900 году по Москве курсировало уже 241 вагон на 25 линиях общей протяженностью 94 километра. Пассажиры могли ездить по всему городу по одному пересадочному билету — это было дешево и удобно.
Но у конки был серьезный недостаток — низкая скорость. Москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!». А Антон Чехов с иронией писал в журнале «Будильник»: «Скорость равна отрицательной величине, изредка нулю и по большим праздникам двум вершкам в час. За схождение вагона с рельсов пассажир ничего не платит».
В конце XIX века появился электрический трамвай — быстрый, надежный и современный. Конка не выдержала конкуренции и уже к 1912 году почти исчезла с улиц. Сегодня о конке напоминает редкий экспонат — восстановленный вагон в Музее транспорта Москвы и старые фотографии.
Комментарии