Каждый родитель ждёт с нетерпением момента, когда его малыш начнёт говорить. Однако в процессе речевого развития могут возникнуть проблемы, среди которых особое место занимает отсутствие звука Р в речи. Эта проблема вызывает множество вопросов у родителей - в каком возрасте пора начинать беспокоится? Может ли появиться сам? Если я картлю, можно ли картвить ребенка?
В этой статье мы рассмотрим особенности звука Р, объясним его последствия в речи детей и рассмотрим методы подачи звука.
Звук Р — один из самых сложных на английском языке. Чтобы возобновить заветное [Р] мышца артикуляционного воздействия, ребенок должен обладать силой, ребенок — уметь ими управлять.
[Р] относится к сонорным звукам. Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не изображают шум при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один тихий непарный звук: [Л] – [Л'], [М] – [М'], [Н] – [Н'], [Р] – [Р '], [Й]. В норме эти звуки созданы для детей 5-6 лет.
Частные особенности звука Р
Нарушение условий артикуляционного устройства: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушение прикуса, высокое качество нёбо.
Нарушение регуляции дыхания, например, испарение происходит через износ при горловом произношении. Это может произойти из-за изменения мышечного тонуса.
Нарушение фонематического слуха — это когда ребенок не слышит фонемы родного языка или не различает их.
Подражание неправильному произношению близких - ступенька принимает некорректное произношение.
Нарушения при произношении звука Р и Р' называют ротацизмами:
Звук отсутствует;
Горловое произношение;
Боковое (слышится [рл']);
Носовое (слышится [нг]);
Одноударное;
Р произносится мягко, как Р';
Другой вид нарушений - параротацизмы, т.е. замена звука на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т.д.
Если эти нарушения наблюдаются у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при этом звук не произносится искусственно). Если те же проблемы возникают после 5 лет, это повод обратиться к логопеду.
Перед тем, как открыть постановку звука, важно обратить внимание на члены артикуляционного аппарата. Эффективными будут игры и упражнения артикуляционной гимнастики. Важно научить ребенка тянуть язычок к носику, «цокать» как лошадка, делать язык широким. А также акцентные действия.
Делимся эффективными упражнениями для звука Р 👇
Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужен наблюдатель, чтобы при открытии рта губы были фиксированы.
Раздвиньте губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткройте рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко откройте рот. Такое явление лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как применяется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).
Улыбнитесь, покажите зубы, приоткройте рот и пощелкайте
кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Следите за тем, чтобы кончик языка не проворачивался внутрь, а нижняя челюсть неподвижна.
Открыть рот. Кончик языка поднять бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживайте в таком положении под счетом от 5 до 10.
Улыбаемся и открываем рот, ставим язычок за верхние зубки;
Начинаем красить кончиком язычка потолка — твёрдое нёбо. Красим потолок от пяти до десяти секунд, затем отдыхаем и делаем еще три–пять повторений.
✅губы - полураскрыты или же уменьшают положение, необходимое для
произнесения звукового сигнала (чаще гласного);
✅зубы – разомкнуты;
✅язык - большая кончик языка поднимается вверх к бугоркам за зубами (альвеолами), напряжена, спинка языка приподнята, между ног и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним зубам;
✅голосовые связки – вибрируют, давая голос;
✅воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, проникает на напряженный кончик языка и колеблется над ним.
Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начать необходимо с проведения мероприятий, представляющих собой своеобразную основу для проведения ремонтных работ.
На начальном этапе применяются различные движения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи и т.д.
Как только ребенок учится делать артикуляционные движения непринужденно, прижимайтесь к постановке.
Основные способы устройства:
По подражанию - логопед должен показать правильное положение артикуляционных органов во время произношения;
От опорных звуков;
От артикуляционного уклада;
Для того чтобы подняться мог правильно произнести звук Р в словах и предложениях, необходима его автоматизация. Эту технологию следует начинать только после того, как малыш освоит чёткое произношение звука. Систематические занятия и упражнения помогают ребёнку правильно говорить Р автоматически на любых его конференциях с другими звуками.
Отсутствие звука Р в речи — распространённая проблема, но с правильным подходом и упорством её можно решить быстро и эффективно.
Вооружитесь секретами ведущих логопедов и преобразите речь вашего ребенка в домашних условиях в Онлайн академии развития детей.
Комментарии