В столичном метро пообещали до конца 2021 года запустить Face Pay для пассажиров. Для этого подземка ввела рейтинг качества "следящих" алгоритмов.
Как сообщили в дептрансе, для биометрической идентификации задействованы три российских модели: VisionLabs, Ntechlab и Tevian. По итогам второго квартала 2021 года лучший результат по качеству показал VisionLabs, на последнем месте — Ntechlab.
«Цель одна — метро должно быть максимально защищено от тех, кто представляет угрозу безопасности. Благодаря системе распознавания лиц мы не только находим потерявшихся людей и скрывающихся преступников, но и до конца 2021 года запустим Face Pay для пассажиров, а также улучшим оценку загруженности вагонов».
Уже весной 2021 года москвичи смогут оплатить проезд в метро «лицом». Система FacePay внедряется на базе системы видеонаблюдения московского метро, состоящей из 5000 камер. Технология несколько месяцев проходила тестирование в московской подземке без участия пассажиров и позволит оплатить проезд через сканирование лица.
Попробуем разобраться, как будет работать новая форма оплаты, каковы ее преимущества и недостатки, а также проанализируем риски для рядовых пассажиров.
Система распознавания лиц по камерам работает на всех станциях московского метро с 1 сентября 2020 года. По состоянию на декабрь 2020 года она функционирует, в первую очередь, в интересах полиции. Через эту систему удалось задержать несколько сотен человек, которые находились в розыске. Она сравнивает лица из потока людей с базой преступников и передает полицейским, находящимся поблизости, информацию о найденном правонарушителе.
Теперь в уже имеющуюся инфраструктуру с камерами видеонаблюдения добавят гражданское применение – возможность оплатить проезд через сканирования лица. Схема работы оплаты через Face ID включает несколько этапов:
Пандемия коронавирусной инфекции не станет препятствием для работы системы распознавания лиц. По крайней мере, по заверению московских властей, современные камеры способны узнать человека, даже если он идет в маске. Также камеры могут распознавать людей в кепке и очках.
Но есть и другая позиция по этому вопросу. По мнению некоторых специалистов, система распознавания лиц будет корректно работать только в идеальных условиях: при хорошем освещении, с открытым лицом без маски. Сейчас многие люди ходят в масках, капюшоне, в шарфе, то есть у них открыта только область глаз. А камеры пока не настолько умны, чтобы по разрезу глаз распознать человека.
На первоначальном этапе система может выдавать ошибки при попытке пройти идентификацию в маске и головном уборе или в случае, если человек изменил свою внешность. Однако подобные системы работают с использованием искусственного интеллекта, который постоянно учится. Чем больше изображений людей будет зафиксировано, тем более точно система научится их распознавать.
Система видеонаблюдения и аналитики применяется во многих странах. Так, в Великобритании камеры могут находить бесхозные предметы. В Пекине они вычисляют людей, которые нуждаются в медицинской помощи, и сигнализируют о людях, которые упали в обморок.
Передовой страной для применения технологии распознавания лиц при оплате является Китай. Здесь ею пользуются более миллиарда человек. Например, систему Face++ используют для оплаты лицом 1,3 миллиарда китайцев из базы министерства общественной безопасности. Камеры для сканирования лиц можно найти в аэропортах и метро. Заплатить через технологию распознавания лиц можно не только за проезд, но и в магазинах, с ее помощью банки выдают кредиты и оформляются страховки. Но не обходится в Китае и без случаев мошенничества. Так, с аккаунта одного из китайцев украли более 1800 долларов, воспользовавшись лицом спящего пользователя.
С сентября 2019 года система распознавания лиц для оплаты проезда действует на московской станции метро «Сухаревская». Пассажирам необходимо скачать на телефон специальное приложение и пройти регистрацию: сделать селфи и ввести данные банковской карты. Для оплаты проезда необходимо войти в зону рядом с турникетом, отмеченную черным кругом, и посмотреть в камеру рядом с валидатором. Платформа распознает лицо пассажира и спишет с карты нужную сумму за проезд через эквайринг Сбербанка.
Заплатить за проезд в московском метро можно будет с помощью технологии FacePay. Ожидаемые сроки внедрения – весна 2021 года. До внедрения системы оплаты ее дополнительно протестируют в час пик на станциях с невысоким трафиком.
Оплата проезда через систему распознавания лиц уже тестируется с сентября 2020 года. По оценкам департамента транспорта Москвы, необходимая видеоаналитика для внедрения оплаты лицом уже готова. К ней подключено 105 тысяч потоков с камер (из общего количества в 175 тысяч камер).
В FacePay работает система, имеющая возможность определить в толпе человека, сведения о котором присутствуют в базе. Данный метод уже применяют для поимки преступников, находящихся в федеральном розыске, теперь его могут распространять на благо пассажиров, чтобы сократить время, нужное им для оплаты проезда.
Предполагается, что инфраструктуру для биометрии предоставит метрополитен (на всех турникетах метро уже стоят камеры с системой распознавания лиц), тогда как платежные данные будут храниться в банках.
Скорее всего, система оплаты в метро через сканирование лица первоначально будет работать по следующему алгоритму:
Преимуществами оплаты с помощью системы распознавания лиц являются:
Но не лишена технология оплаты лицом существенных недостатков:
Оплата лицом будет добровольной и для того, чтобы ее использовать, нужно будет зарегистрироваться в системе. Сканирование всех лиц в толпе не предполагается.
При кардинальной смене внешности могут возникнуть проблемы с идентификацией человека.
Комментарии 16